Часто так бывает, что, имея муниципальный участок земли, вы документально не являетесь его собственником. Как исправить это недоразумение — и что собой представляет процедура оформления и регистрации права собственности на него -такие моменты нужно изучить, прежде чем начинать это нелегкое предприятие.
Содержание статьи:
Процесс оформления права собственности на муниципальный земельный участок
У земли не может не быть собственника, и в нашей стране таким собственником, чаще всего является государство и муниципалитет. Для такой земли, находящейся в аренде, Земельный Кодекс России, а также федеральные законы и акты предусматривают возможность быть оформленной в частную собственность с полными правами распоряжения и пользования (продать, передать в аренду, в подарок, передать по наследству) таким участком. Но для этого право собственности должно быть оформлено в соответствии с установленной законом процедурой.
Прежде чем вести речь об оформлении собственности, будущему владельцу, как минимум, неплохо знать те характеристики, которые являются основополагающими для земельного участка.
Закон (Земельный Кодекс и Государственный Кадастр недвижимости) определяет, что для земельного участка и его оформления решающее значение имеют:
- Местоположение.
- Категория земли.
- Размеры (площадь).
- Направление использования.
- Присвоенный кадастровый номер.
Оформляя муниципальный участок земли в собственность, замечательно, если вы заранее ознакомитесь с некоторыми нюансами — еще до старта проведения сбора документов и их подачи в соответствующий полномочный орган для дальнейшей регистрации собственности.
Но в любом случае — перед оформлением вам потребуется главное — собрать необходимые сведения о получаемом участке, разобраться, к какой категории земель он принадлежит. В этом будущему владельцу обязательно поможет территориальное отделение Росреестра.
Сама же процедура получения и, главное, оформления участка в собственность состоит из нескольких частей:
- Исполнительная съемка участка.
- Установление границ участка — разработка проекта и его последующее согласование.
- Межевание будущего участка.
- Установление и дальнейшее оформление процесса землеустроения.
- Обеспечение кадастрового учета.
- Обращение в регистрационную службу и непосредственно регистрация оформляемого права.
Способы оформления права собственности на землю
Законодательство для помощи будущим собственникам определяет несколько способов получения и оформления права собственности на земельный муниципальный участок.
К таким способам относят:
- Бесплатное оформление (этим способом имеют возможность воспользоваться некоторые категории граждан, для которых установлены льготы).
- Выкуп участка, находящегося в муниципальной собственности, ранее переданного в аренду.
- Административный порядок оформления (сюда относят различного рода торги и аукционы).
- Судебный порядок получение права собственности в случае возникновения спорных моментов (к примеру, окончание срока аренды).
Для отдельных категорий земель статьи ЗК устанавливают упрощенный порядок получения права собственности на них (так, это могут быть земли сельхозназначения в различных товариществах или кооперативах).
Этапы оформления права собственности и нюансы
В соответствие с требованиями ЗКодекса России (учитывая все изменения и дополнения), можно выделить несколько этапов, которыми характеризуется оформление земельного участка муниципального значения в собственность.
Такими этапами определяют:
- Установление границ участка
Если границы участка ещене определены, то первые ваши действия, логично, что начать оформление права на него стоит с установления его координат — именно так называется межевание.
Действия по межеванию входят в обязанности ЦЕУКИКЗ (центр единого учета, кадастра и картографии земли). Специалисты, которых вызывают заблаговременно (кадастровые инженеры), имеют право по оформлению соответствующей технической документации.
Проводятся подготовительные работы, устанавливается их стоимость, после происходит оформление технического проекта.
Далее необходимо уведомить всех заинтересованных лиц и вынести границы земли в натуре (установить так называемые межевые знаки) и составляют межевой план. Подписывается межевой акт — и сформированный пакет необходимых документов выдается заказчику.
- Кадастровый учет
После межевания будущему владельцу необходимо обратиться в Кадастровую палату с подачей соответствующего заявление о постановке участка на учет.
Далее земля получает номер и становится на учет в ЕГРеестр, на основании чего оформляется паспорт на участок и кадастровый план.
- Получение постановление об отчуждении муниципального участка от главы соответствующего муниципального органа.
И только после получения этого документа можно приступать к подписанию договора передачи участка или купли-продажи. Этот этап знаменуется регистрацией процесса изменения категории земельного участка.
- Регистрация полученного права
Для получения нового свидетельства о праве собственности необходимо обратиться в органы Росреестра — а затем свидетельство регистрируется в органах Федеральной службы регистрации.
Обратите особое внимание, что законодательные акты прописывают лишь общий порядок процесса приватизации муниципальных земель, но, оформляя ваш участок в собственность, можно столкнуться с определенными нюансами, которые зависит от особенностей каждого отдельно взятого земельного участка.
То есть, я за свой счёт провёл все кадастровые работы, а участок в результате могут выставить на аукцион по итогу которого можно остаться и без участка и без денег? Я верно понимаю?
Если участок находится в государственной или муниципальной собственности, то да, в этом случае его могут выставить на аукцион или конкурс для продажи. В случае продажи участка на аукционе вы можете претендовать на его приобретение, но вам придется участвовать в торгах и сделать наивысшую ставку. Если вы проиграете торги, то участок может быть продан другому лицу.