На компенсацию половины стоимости полиса ОСАГО могут претендовать лица с ограниченными возможностями. Новый порядок действует с 2022 года.
Все инвалиды независимо от присвоенной им группы, в соответствии с 17 статьей 40-ФЗ «Об ОСАГО», могут вернуть 50% стоимости полиса ОСАГО.
Если ранее за выплатой этой льготы граждане обращались по месту жительства в органы социальной защиты населения, то с нынешнего года эту выплату осуществляет Пенсионный фонд России.
Важным условием является присутствие у гражданина программы реабилитации или абилитации, в которых и указывается по медицинским показаниям обоснованность использования транспорта. Компенсация может быть выплачена только по одному полису ОСАГО. Учитывается и количество водителей: вместе с инвалидом или законным представителем их не должно быть больше трёх (п. 1 ст. 17 федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Когда речь идёт о детях-инвалидах, то само собой имеется в виду, что автомобилем пользуются родители, опекуны или законные представители.
Перевод этого вида компенсации в Пенсионный фонд позволит автоматизировать получение услуги, то есть в беззаявительном формате. Ведь для людей именно этой категории особенно важны простота и удобство при обращении в соответствующие инстанции. Проактивная форма взаимодействия максимально упростит многие моменты при оформлении компенсационной выплаты, например, освобождает от необходимости собирать целый пакет справок и документов. Более того, благодаря взаимодействию всех систем, гражданин, спустя пять дней после покупки полиса, получит уведомление о праве на компенсацию.
Вся информация, необходимая для оформления компенсации (подтверждение инвалидности, медпоказания для использования автомобиля) поступают в ПФР из единой базы данных инвалидов и Единой информационной системы соцобеспечения (ЕГИССО). Между тем, личный приём граждан никто не отменял. Особенно, когда при каких-то обстоятельствах в ПФР не поступила нужная информация, придётся обращаться в ведомство непосредственно самому гражданину. Подать документы можно и через портал госуслуг. Что касается сроков обращения, то закон устанавливает весь период действия полиса. В пятидневный срок выносится решение о предоставлении компенсации.
При обращении в ведомство лично для оформления компенсации понадобится:
- — заполнить бланк заявления;
- — паспорт инвалида или законного представителя ребенка-инвалида;
- — полис автострахования (копия);
- — чек об оплате по договору полиса (копия);
- — копия индивидуальной программы реабилитации или наличии абилитации (ИПРА), где в обязательном порядке расписываются имеющиеся медпоказания в необходимости автомобиля, или что он предоставлен соцзащитой;
- — паспорт транспортного средства (копия), оформленный на инвалида или законного представителя ребенка-инвалида;
- — информация по банковскому счету.
Компенсация выплачивается также в течение 5 рабочих дней после того, как ведомство принимает положительное решение. Деньги поступят на указанный гражданином счёт в банке. Если инвалид или его представитель предпочтут иные варианты получения средств, им необходимо составить официальное обращение и отправить его в ПФР.
Очень редко, но случается, что человек получает отказ в выплате компенсации. О своём решении специалисты ПФР должны сообщить гражданину в течение трёх рабочих дней. Уведомление придёт в личный кабинет на Едином портале. Возможны и другие варианты, но в любом случае требуется наличие даты направления уведомления.
В случае игнорирования обращения гражданина или отказа в выплате, можно обратиться в прокуратуру по месту жительства и заявить о факте нарушения своих прав. В течение тридцать рабочих дней гражданину обязаны дать ответ на поступившее от него заявление.