Законодательство Российской Федерации обязывает всех граждан регистрироваться по месту жительства или пребывания. Это требование касается и новорожденных. Отвечают за выполнение закона несовершеннолетними детьми их законные представители – мама и папа. Поэтому появление в доме малыша сопровождается не только приятными хлопотами, но и юридическими процедурами, закрепляющими правовое положение юного гражданина.
Содержание статьи:
- Зачем регистрировать новорожденного?
- Куда подать документы?
- Список документов
- Регистрация через МФЦ
- Регистрация через Госуслуги
- Получение свидетельства о рождении
Зачем регистрировать новорожденного?
Часто родители тянут время с регистрацией своего чада. Одним не хватает времени, другие затягивают процесс по личным причинам. Но без регистрации могут возникнуть трудности разного характера.
Нельзя:
- Оформить медицинский полис на малыша.
- Поставить ребенка на учет в поликлинику.
- Встать в очередь в детский сад.
- Оформить социальные пособия.
За несвоевременную прописку п. 1 ст. 19.15.1 предусматривает штраф от двух до пяти тысяч. Он может быть наложен как на родителей, так и на владельцев жилья. В Москве, Санкт-Петербурге, Крыму и Севастополе сумма административных санкций еще выше. Для того чтобы избежать проблем, зарегистрировать новорожденного нужно как можно скорее.
Куда подать документы?
Непосредственно государственную услугу по регистрации граждан РФ осуществляют отделы по вопросам миграции МВД РФ.
Принимать пакет бумаг для прописки могут органы, ответственные за прием и передачу документов:
- Паспортные столы.
- ЖЭУ.
- Многофункциональные центры.
Дистанционно услугу можно получить через электронный портал Госуслуг. Но получить свидетельство о регистрации ребенка можно только лично в территориальных подразделениях МВД.
Список документов
Законодательство России не предусматривает отдельных правил по прописке недавно родившихся малышей. Следует руководствоваться положениями, разработанными для несовершеннолетних детей до 14 лет.
Пункты 44, 50 Административного регламента МВД по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан (утвержден 31.12.2017 г.) предусматривает представление определенного пакета официальных бумаг законным представителям ребенка для постоянной или временной регистрации.
Таких как:
- Заявление установленной формы.
- Свидетельство о рождении несовершеннолетнего.
- Паспорта отца и матери юного гражданина.
- Акт о назначении опекуна (при его наличии).
Разница только в бланке заявления, для постоянной регистрации используется форма № 6, для временной – форма № 1. Прописка по месту пребывания ограничена сроком в 5 лет для российских граждан. По истечении указанного периода, ребенка нужно регистрировать заново.
При прописке ребенка не нужно получать согласие других собственников или нанимателей помещений. Несовершеннолетний регистрируется по месту жительства (пребывания) матери или отца без разрешений.
Если заявление подается через интернет-портал Госуслуг, к нему прикрепляются копии указанных документов. При личном посещении электронные образцы сверяются с оригиналом.
Регистрация новорожденного ребенка через МФЦ
Многофункциональные центры созданы для разгрузки государственных учреждений и работают в режиме «единого окна». Это позволяет гражданам получать государственные и муниципальные услуги не посещая офисов организаций и без длинных очередей.
Для регистрации ребенка нужно посетить ближайший офис МФЦ. Сотрудники обычно не консультируют граждан, поэтому все возникающие вопросы лучше предварительно выяснить через миграционные отделы МВД, или на официальных сайтах. Пакет бумаг такой же, как паспортных столов, отделов полиции или ЖЭУ.
Документы передаются МФЦ в организации, непосредственно предоставляющие услугу. В данном случае в МВД России. Срок передачи – 3 календарных дня. Получить свидетельство о регистрации новорожденного также в многофункциональном центре.
Регистрация малыша через Госуслуги
Оформить прописку ребенку электронно могут зарегистрированные пользователи. Процедура регистрации на сайте Госуслуг включает не только заполнение формы на веб-ресурсе, но и подтверждение личности гражданина в обслуживающем центре (почтовом отделении, МФЦ и др.)
После авторизации на сетевом ресурсе следует перейти на нужную услугу. Подбор опции осуществляется на вкладке «Услуги» главного меню. Название – «Регистрация гражданина по месту жительства» (или пребывания). После клика на ссылку услуги откроется окно с описанием процедуры. Внутри инструкции будет гиперссылка на заявление, которое нужно заполнить в электронном виде.
В заявке указываются:
- Паспортные данные заявителя.
- Сведения о свидетельстве рождения ребенка.
- Ближайшее отделение ГУВМ МВД для личного посещения.
Приглашение посетить подразделение полиции придет в личный кабинет после проверки заявки. В случае отказа следует внести исправления, и направить документы повторно. В отдел МВД с собой необходимо взять оригиналы документов. Свидетельство о регистрации будет выдано заявителю после сверки оригинальных экземпляров с электронными копиями.
Результат предоставления услуги не предполагает проставления штампов в свидетельстве о рождении, как это делается у взрослых граждан.
Пошаговая видео инструкция, как прописать новорожденного через портал Госуслуг
Получение свидетельства о рождении
Оформить прописку можно только детям, у которых есть свидетельство о рождении. Получение документа предваряет процедуру регистрации. Свидетельство о рождении может получить один из родителей в загсе на основании представленных документов.
В пакет бумаг включаются:
- Заявление о выдаче свидетельства.
- Справка о рождении ребенка, выданная медицинским учреждением, в котором проходили роды.
- Паспорта родителей.
- Свидетельство о браке (при наличии).
Срок получения документа – 1 месяц с момента рождения.