Рассказываем, как снять с регистрационного учёта объект недвижимости, который снесли или собираются снести.
Правовые аспекты
Снять недвижимость с учёта просто так нельзя, для этого нужны весомые основания. Они перечислены в ФЗ №218. К таким объективным причинам относятся
- Прекращение существования объекта при его уничтожении или же разрушении из-за действий чрезвычайного характера;
- Демонтаж объекта в рамках закона,
- В случае, если какие-то характеристики объекта имеют уникальное значение, в связи с чем недвижимость юридически не может продолжить существовать в том же статусе.
Последний пункт характерен для таких ситуаций, когда:
- Проводятся некие строительные или ремонтные работы, после которых меняется площадь недвижимости, её статус (жилое или нежилое), этажность.
- При делении одного помещения на отдельные, при котором происходит образование двух или нескольких индивидуальных объектов,
- При слиянии нескольких помещений в единый объект недвижимости.
Кроме того, объект необходимо снять с учета, если вынесено соответствующее решение судебной инстанции.
Зачем снимать объект с учёта
По закону, если об объекте есть запись в ЕГРН, значит, он существует, следовательно, собственник обязан нести ответственность за содержание такого имущества и платить имущественный налог. Для семей с детьми, наличие записи о несуществующем имуществе грозит отказом в детских пособиях, если имущественный критерий превысит показатели.
Например: У семьи есть ветхий дом, в котором никто не живёт, однако в ЕГРН он числится. И есть второй дом, в котором семья проживает. При учёте имущественного критерия посчитают оба жилища. Если строение нежилое, аварийное, после пожара или стихийного бедствия, то этот факт ещё придётся доказать.
Как снести дом и снять с учёта
Если дом фактически существует, то прежде чем снять его с учёта, необходимо снести. Градостроительный кодекс запрещаем делать это «молча», то есть снос дома, как и строительство нового, должен быть только с разрешения органов местного самоуправления.
Как оформить снос
Первый шаг — это отключите жилище от всех коммуникаций, подведенных к нему. Для этого необходимо пригласить представителя ресурсоснабжающей организации, который зафиксирует факт отключения в акте.
Второй шаг — направьте в орган местного самоуправления два уведомления: о начале сноса и его завершении. Это можно сделать через МФЦ либо обратившись напрямую в местные органы власти. При этом прикладывать проект сноса не требуется. Для фиксации факта сноса жилого дома необходимо пригласить кадастрового инженера. Он составит акт обследования, который подаётся со всеми документами в Росреестр.
Если дом уже снесён, как снять с учёта
Если строение уже снесено, но ещё числится как существующее –что делать в этом случае? Поступить аналогично тому, как поступают все собственники перед снятием с учёта: обратиться к кадастровому инженеру для фиксации отсутствия объекта.
Документы для снятия с учёта
Для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости собственнику необходимы:
- заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то также подается заявление и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности. В том случае, когда у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. С заявлением о снятии с кадастрового учета может обратиться представитель правообладателя, для этого необходима нотариальная доверенность;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
- судебное решение в том случае, если объект снимается с учета по решению суда.
Куда обращаться?
Пакет документов можно передать на рассмотрение одним из способов:
- в бумажном виде при личном визите в МФЦ;
- в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;
- дистанционно, заказав выездное обслуживание с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты Росреестра («Выездное обслуживание»)
Нужно ли согласие соседей на снос и снятие с учёта
Согласно закону согласие соседей на снос и снятие с учёта строение не требуется. Однако, существуют исключения:
- если у дома несколько собственников и каждому из них выделена доля, то понадобится согласие второго собственника;
- если дом был приобретен или построен в браке и не поделен супругами. Согласие супруга на снос понадобится даже в том случае, если тот не числится одним из собственников;
- если капитальный загородный дом принадлежит недееспособному человеку или несовершеннолетнему. Необходимо получить разрешение органа опеки, так как при сносе прекращается право собственности.
Можно ли снести дом и поставить на его месте новый без разрешения
Не секрет, что это распространённая практика. Старое помещение сносят, на его месте возводят новый дом. При этом документы и запись в ЕГРН остаётся прежней. Законно ли это?
Не законно, однако в законе не прописано, грозят ли нарушителю штрафы или иные наказания за такой снос дома, состоящего на кадастровом учете. Но, если построить на месте старого дома новый без изменения документации, то в дальнейшем его могут признать самостроем и заставить снести за свой счет.