Как снять с учёта дом, не подлежащий ремонту (после пожара, в следствии ветхости и т. д.)

Дом
Рецензент:   Обновлено: 30.05.2024

Фактическое уничтожение строения, будь то дом, нежилой объект, павильон —  не означает прекращения его существования в юридическом смысле. Для этого необходимо снятие с кадастрового учёта объекта недвижимости. Лишь после этой процедуры прекращаются правовые последствия владения имуществом.

Основания для снятия объекта с учёта

Закон не определяет чёткого перечня основания, а лишь задаёт общие критерии обоснованности снятия дома с кадастрового учета. В первую очередь специалисты смотрят на экономическую целесообразность данной процедуры. Разумеется, если достаточных оснований не будет, то снять недвижимость с государственного кадастрового учёта не получится. К примеру, если собственник захочет снять с учёта жилой дом в нормальном состоянии, пригодный для проживания.

 

Для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости необходимы следующие основания:

  • фактическая гибель имущества;
  • реконструкции здания в целом, в результате которого контуры отдельных объектов в нём меняются;
  • объединения множества объектов в единое имущество;
  • разделение одного объекта в несколько новых;
  • при отмене временного учёта (недостроенных объектов).

Особняком в этом списке стоит пункт об аннулировании регистрации прав собственника, если она была произведена по подложным документам. В таком случае необходимы решения соответствующих органов, свидетельствующие о фиктивности данных бумаг. Заявление подаётся не самим собственником, а третьими лицами, в том числе и государственными органами.

Как снять с учёта дом, не подлежащий ремонту (после пожара, в следствии ветхости и т. д.)Также существуют случаи, когда собственнику нет необходимости подавать заявление на снятие с учёта. К примеру, когда сносится многоквартирный дом, то собственник квартиры в нём не обязан осуществлять снятие с учёта. Квартира автоматически будет исключена из реестра вместе со всем домом.

Порядок действий при снятии с учёта

Для снятия объекта с учёта необходимо:

  • собрать необходимые документы;
  • подать заявление и документы в орган кадастра;
  • получить соответствующую выписку по итогам рассмотрения.

Подача заявления производится как при личном посещении органа государственного кадастра, так и через интернет сайт данной организации.

 

Перечень необходимой документации

Перечень необходимой документации установлен 221-ФЗ, принятым в июле 2007 года.

Согласно данному закону при подаче заявления нужно представить:

  • Заявление с указанием требования собственника снять соответствующий объект с кадастрового учета, составленное по специальной форме. В заявлении обязательно должна содержаться причина необходимости снятия с учета недвижимого имущества. Заявление может подаваться самим полномочным собственником либо представителем, имеющим нотариальную доверенность. Бланки заявления можно скачать на информационном интернет-портале Росреестра либо получить в офисах Росреестра, МФЦ или территориального Кадастрового органа.
  • Правоустанавливающая документация на сам объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета, либо на исходный земельный участок. Если имеются сведения о зарегистрированных правах заявителя, достаточно представить соответствующее регистрационное свидетельство.
  • Паспорт или удостоверение, позволяющее идентифицировать личность заявителя. Если заявителем выступает юридическое лицо, необходимо представлять в органы кадастра свидетельство ОГРН, учредительную документацию, акт (приказ) о назначении руководства.
  • Акт обследования, удостоверяющий прекращение существования снимаемого с кадастра объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется аттестованным кадастровым инженером по результатам осмотра местонахождения здания, сооружений, помещений, объекта незавершенного строительства, прекративших существование. В акте подтверждается факт гибели, уничтожения конкретного объекта недвижимости. Если с кадастрового учета нужно снять помещение, кадастровый инженер документально подтверждает факт уничтожения части здания, в которой находилось соответствующее помещение. Для оформления актов обследования заинтересованному лицу до обращения в кадастровые органы нужно заключить соглашение на подготовку названного документа с кадастровым инженером, имеющим обязательный для подобных работ квалификационный аттестат. С перечнем всех российских кадастровых инженеров, прошедших соответствующую аттестацию, можно в свободном доступе ознакомиться на интернет-сайте Росреестра.
  • Решение суда (требуется в некоторых случаях) о снятии с кадастра конкретного, названного в решении, объекта недвижимости.

Снятие с кадастрового учёта при отсутствии документов на здание или сооружение возможно. При этом необходимо представить документ, определяющий право собственности на участок земли, в пределах которого находится строение: то есть, достаточно предоставить регистрационное свидетельство, выдаваемое при постановке объекта на учёт, или выписку из ЕГРН с указанием собственника.

Для разрушенного или сгоревшего дома

Как снять с учёта дом, не подлежащий ремонту (после пожара, в следствии ветхости и т. д.)Чтобы снять с учёта разрушенный от ветхости или сгоревший дом необходим акт обследования специализированными кадастровыми организациями.

В нем  будет указано, что основанием для составления документа является справка органов местной исполнительной власти, подтверждающая факт гибели имущества в результате стихийного бедствия.

По этим же основаниям можно снять с учета и разрушенную часть здания.

Причины отказа

Основные причины отказа в прекращении учёта в кадастре:

  • Неправильно, с ошибками написанно заявление;
  • Заявление подал не собственник без доверенности от нотариуса;
  • Недвижимость отсутствует в базе ЕГРН;
  • Не все необходимые документы предоставлены.

Причина отказа всегда сообщается в тексте уведомления. Когда в пакете бумаг установлены несоответствия, неточности, то кадастровый орган приостанавливает кадастровый учёт на срок до 3 месяцев. Об этом собственнику приходит письменный ответ. За отведённое время необходимо устранить неточности и снова подать пакет с исправленными документами. После повторного отказа собственник имеет право обратиться в суд. Иногда процедура длится годами и требуется помощь знающих специалистов.

 

 

Ирина Юрист

Журналист портала
Высшее юридическое образование

Оцените автора
Право вашего дома
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия использования сайта и политику конфиденциальности.